Организация экологического образования в ДОУ
Экологическое воспитание в системе образования не перестает быть актуальным и важным фактором современного образовательного процесса. Актуальность экологического образования трудно переоценить.
Дошкольное учреждение является первым уровнем системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед коллективом педагогов встает задача формирования у дошкольников экологических знаний, норм, правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Таким образом, целью экологического образования дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование правильного практического опыта взаимодействия с природой.
Наше дошкольное учреждение реализует ООП ДО и АООП ДО с приоритетным экологическим направлением.
Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс: в самостоятельной и в организованной образовательной деятельности.
Возникает главный вопрос: как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить ожидаемые результаты? Кто из сотрудников и как должен этим заниматься?
В первую очередь необходимо создать определенные условия, и прежде всего — систему работы коллектива. В МБДОУ разработана система работы «Экологическое образование дошкольников», состоящая из взаимосвязанных компонентов, где каждый компонент выполняет свою роль в реализации экологического образования.
Компоненты:
1. Направления работы и взаимоотношения сотрудников.
2. Подготовка и переподготовка кадров.
3. Экологизация развивающей предметно-пространственной среды.
4. Работа с родителями (законными представителями).
5. Сотрудничество детского сада с другими учреждениями.
Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, мы стараемся стремиться к экологизации всего образовательного процесса.
Каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Так же назначен ответственный, который координирует работу всех педагогов.
1. Направления работы и взаимоотношения сотрудников.
Рассмотрим подробнее направления работы и взаимоотношения сотрудников.
Направления работы заведующего
- организация всего образовательного процесса;
- распределение функциональных обязанностей членов коллектива;
- повышение квалификации кадров в области экологического образования;
- составление дизайн-проекта учреждения, экологизация развивающей предметной среды;
- финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, растений и т.п.);
- работа с родителями;
- координация работы с другими учреждениями.
Направления работы заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе:
- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;
- выбор парциальной программы и методики (совместно с ответственным педагогом по экологической работе);
- определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;
- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей;
- реализация интегрированного подхода в экологическом образовании;
- мониторинг деятельности всего коллектива;
- участие в экологизации развивающей предметно-пространственной среды;
- участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);
- организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;
- обобщение результатов работы.
Направления работы педагога, ответственного по экологической работе:
- участие в выборе парциальной программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;
- подготовка и проведение занятий с детьми на метеостанции, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;
- активное участие в создании развивающей предметной среды;
- выбор растений для экологической комнаты, групповых помещений;
- подготовка наглядного материала, выбор литературы;
- координация работы всех специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, учителей-логопедов;
- работа с родителями;
- консультации педагогам дошкольного учреждения в области экологического образования;
- распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала);
- оформление стенда «Эколята – бережливые ребята» и размещение актуальной информации.
Направления работы медицинского работника:
- оздоровительная работа с детьми;
- эколого-оздоровительное просвещение родителей.
Направления работы музыкального руководителя:
- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
- разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;
- подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);
- музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов и т.п.);
- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).
Направления работы инструктора по физкультуре:
- участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, экскурсий;
- участие в экологических праздниках (спортивно-экологических);
- согласование рабочей программы с программой по экологии для выявления точек соприкосновения;
- обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.
Направления работы воспитателя:
- экологизация видов деятельности дошкольников в группах;
- проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;
- реализация отдельных экологических проектов;
- создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;
- подбор растений и уход за ними (совместно с детьми);
- работа с родителями (оформление необходимой информации и т.п.);
- участие в диагностике по заданию ответственного по экологической работе (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);
Данные направления работы и взаимоотношения сотрудников нацелены на реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании и способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Все эти направления тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
2. Подготовка и переподготовка педагогических кадров
Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагога. Роль работников дошкольных учреждений в экологическом образовании имеет свою специфику: именно в раннем возрасте для ребенка характерна склонность к подражанию, он полностью доверяет взрослому, у дошкольников отсутствует критический взгляд на поступки близких людей.
В настоящее время сложилось несколько направлений подготовки воспитателей в области экологического образования:
- Переподготовка воспитателей и курсы повышения квалификации;
- Повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольных учреждений (участие в творческих группах);
- Участие в конкурсах разного уровня по экологической тематике;
- Сотрудничество коллектива дошкольного учреждения с организациями, занимающимися проблемами экологии и экологического образования;
- Участие в вебинарах, семинарах по экологическим темам.
3. Экологизация развивающей предметно-пространственной среды.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, мобильный календарь природы.
В группах подобрана библиотека художественных произведений, энциклопедии по экологическому воспитанию и образованию дошкольников, соответствующие возрастной категории детей. При знакомстве с поэзией детям легче и проще дается возможность почувствовать прелесть и неповторимость природы, значение ее в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, сказки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребенок учится правильно выражать свое мнение, озвучивать чувства. Дети самостоятельно и совместно с воспитателями рассматривают иллюстрации и энциклопедии про птиц и животных.
Ведущим для детей видом деятельности является игра. Используя игры экологической направленности, воспитатели уточняют, обобщают, закрепляют и систематизируют знания детей об объектах и явлениях природы. Именно в игре у детей формируются ценностные отношения поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.
Во время прогулок воспитатели ежедневно проводят с детьми наблюдения за окружающим миром, знакомят с изменениями природы по сезонам, знакомят со свойствами песка, воды, снега, льда, определяют силу и направление ветра. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за явлениями погоды в течение всего года на метеоплощадке, экологической тропе ДОУ.
Во время прогулок в весенне-летний сезон, дети не только играют и проводят наблюдения за окружающим миром, но и помогают воспитателю ухаживать за растениями на огороде и участке, сельском дворике и в теплице. В процессе ухода они получают представления о многообразии растительного мира, формируется бережное и заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
Экологическое образование становится центром естественно-научного познания мира и его технического преобразования. Техническое образование детей должно идти через познание свойств, явлений и законов сохраненной на планете природы. Наш детский является Федеральной инновационной площадкой по реализации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Внедрение в педагогический процесс научно-технического творчества, технического конструирования и моделирования с новыми материалами позволяет развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, предусматривает организацию проектной деятельности по экологическому направлению, в которой «также стимулируется и коммуникативная деятельность родителей».
Стремительное развитие информационных технологий и их очевидные достоинства приводят к необходимости применения информационных технологических средств во всех сферах жизни, в том числе в дошкольном образовании. В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии мы используем цифровую платформу «Мобильное электронное образование». С 2021 года ДОУ является Федеральной инновационной площадкой «Мобильное электронное образование». На платформе МЭО широко представлены материалы, которые формируют представления о многообразии природного мира. Дети знакомятся с богатствами и возможностями родного края, узнают о многообразии растительного и природного мира. А также получают первые знания о роли человека в поддержании баланса в окружающем мире, приобретают начальные представления о планете Земля как общем доме людей.
С января 2022 года детский сад является участником проекта по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области.
Основной целью внедрения бережливых технологий в образовательный процесс является повышение безопасности детей, «формирование бережливого отношения к природе, вещам, книгам и предметам», современная организация рабочих мест.
Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций при проектировании образовательного процесса влияет на формирование компетенций педагогов, развитие креативности, развитие исследовательских навыков и поиск инновационных инструментов, что приводит к повышению качества образовательного процесса.
Бережливые технологии можно отнести к эколого-экономическому направлению парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», реализуемой в ДОУ.
4. Работа с родителями (законными представителями).
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование родителей — одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач — привлечение взрослых членов семьи к совместной проектной работе. Семья оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
На что следует особо обратить внимание? Прежде всего — на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир.
Рассмотрим некоторые направления работы с родителями:
1. Экологическая информация.
Наш опыт работы показал, что наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:
- правила поведения в экстремальных условиях;
- выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
- домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
- развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
- информация самого ребенка о занятиях в детском саду.
Экологическую информацию взрослые так же получают на родительских собраниях, в интернет-сообществах (официальный сайт, группа в соц. сети) ДОУ, Вопросы экологического образования включаются и в программу консультаций родителей (законных представителей).
2. Совместная деятельность с детьми:
- участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
- выставки совместных рисунков, макетов, поделок из природного и бросового материала, фотографий;
- природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек, сбор макулатуры, участие в акции «Крышки добра»).
5. Сотрудничество детского сада с другими учреждениями.
Координация ДОУ с другими организациями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа.
По направлению сотрудничества можно выделить несколько групп учреждений:
Направление сотрудничества | Учреждения |
Организационное направление Предполагает сотрудничество с целью организации экспериментальных площадок, ознакомления и оформления необходимых документов в области экологического образования, участия в конференциях, в совещаниях, в обобщении и публикации результатов работы. | Министерство образования и науки Челябинской области. Комитет по делам образования г. Челябинска. Структурное подразделение МКУ «ЦОДОО» по Курчатовскому району |
Образовательное направление Подразумевает сотрудничество ДОУ с организациями для обогащения знаний детей, в частности, проводят мероприятия, встречи, экскурсии на темы экологического образования. | МКУК «Централизованная система детских библиотек», ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала», МАУ «ЦППМСП Курчатовского района г. Челябинска» ЮУрГГПУ |
Преемственность Варианты форм сотрудничества ДОУ и школы — теоретические и практические семинары для педагогов, совместные конкурсы, экологические праздники. Большое значение для реализации преемственности имеет сотрудничество дошкольного учреждения со студентами педколледжей, педуниверситетов, в частности, при прохождении ими практики. | МБОУ» СОШ № 4 г. Челябинска» |
Повышение квалификации Это направление подразумевает взаимоотношения ДОУ с организациями, специализирующимися в данной области, а именно проведение курсов повышения квалификации и переподготовки по программам дополнительного профессионального образования, а так же участие в методических объединениях, мастер-классах, конференциях, семинарах, вебинарах и других мероприятиях. | Органы образования, институты повышения квалификации, научно-педагогические центры МБУ ДПО «ЦРО г. Челябинска», ГБУ ДПО «ЧИППКРО», ГБУ ДПО «ЧИРПО» АНО ДПО «Институт образовательных технологий» ООО «Мобильное Электронное Образование» |
Эколого-оздоровительное Поскольку здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей его среды, качеством употребляемых продуктов и материалов, используемых для оформления помещений детского сада, дошкольное учреждение занимается вопросами здоровья и экологии в комплексе. ДОУ получает консультационную помощь, что благоприятно сказывается на здоровье и развитии детей. | ГАУЗ «ДГКП № 8 г. Челябинска» им. А. Невского АНО «Такая жизнь», проект «Зубная фея». |
Практическое В развитии системы экологического образования в дошкольных учреждениях заинтересованы многие общественные организации, так как через детские сады они могут вовлекать в различные природоохранные акции не только детей, но и их родителей, воспитателей. Например, ежегодно проходят акции «Посади дерево», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Крышки добра», в которых участвуют взрослые и дети.
| Общественные экологические и природоохранные организации ГБУ ДО «Областной центр дополнительного образования детей» Региональный центр «Экостанция. Южный Урал», ЧРОО РЭК «Сделаем», проект «Разделяйка» ООО Научно-производственное объединение «Пента» |
Рекламное Освещение работы ДОУ помогает прежде всего развитию сотрудничества с другими организациями, оценке работы коллектива, привлекает внимание родителей, административных работников к проблемам экологического образования. Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования. | Интернет (сайт ДОУ, блоги педагогов и узких специалистов, различные мессенджеры) |
Общение детей с природой – это отдельное взаимосвязанное мероприятие, позволяющее научить их духовному контакту с растениями и животными. Специфической чертой методики экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения, развивает ответственное отношение ко всему живому и неживому, воспитывает чувство любви. Главная задача – вовлечь ребенка в мир природы, в мир растений и животных. Дети много узнают о природе, расширяют свои представления о взаимосвязи человека и природы, роли человека в мире природы.
Идея экологического образования и воспитания подрастающего поколения очень актуальна сейчас и будет еще таковой многие годы. Можно существенно продвинуться вперед, если каждый из нас – педагог, родитель, сосед, просто прохожий, взял на себя ответственность, за то, каким образом мы учим детей общаться с окружающим миром и его обитателями.
Статья Девятова О. А. Применение инновационных образовательных технологий в качестве инструмента решения проблемы экологического воспитания и образования дошкольников
Презентация
Комментариев нет:
Отправить комментарий