Опыт работы: "Организация экологического образования в ДОУ"

Наставники ДОУ (контакты)

Организация экологического образования в ДОУ 


Экологическое воспитание в системе образования не перестает быть актуальным и важным фактором современного образовательного процесса. Актуальность экологического образования трудно переоценить.

Дошкольное учреждение является первым уровнем системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед коллективом педагогов встает задача формирования у дошкольников экологических знаний, норм, правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Таким образом, целью экологического образования дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование правильного практического опыта взаимодействия с природой.  

Наше дошкольное учреждение реализует ООП ДО и АООП ДО с приоритетным экологическим направлением.

Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс: в самостоятельной и в организованной образовательной деятельности.

Возникает главный вопрос: как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить ожидаемые результаты? Кто из сотрудников и как должен этим заниматься?

В первую очередь необходимо создать определенные условия, и прежде всего — систему работы коллектива. В МБДОУ  разработана система работы «Экологическое образование дошкольников», состоящая из взаимосвязанных компонентов, где каждый компонент выполняет свою роль в реализации экологического образования.

Компоненты:

1.      Направления работы и взаимоотношения сотрудников.

2.      Подготовка и переподготовка кадров.

3.      Экологизация развивающей предметно-пространственной среды.

4.      Работа с  родителями (законными представителями).

5.      Сотрудничество детского сада с другими учреждениями.

Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, мы стараемся стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

Каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Так же назначен ответственный, который координирует работу всех педагогов.

1.         Направления работы и взаимоотношения сотрудников.

 Рассмотрим подробнее направления работы и взаимоотношения сотрудников.

Направления работы заведующего

  • организация всего образовательного процесса;
  • распределение функциональных обязанностей членов коллектива;
  • повышение квалификации кадров в области экологического образования;
  • составление дизайн-проекта учреждения, экологизация развивающей предметной среды;
  • финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, растений и т.п.);
  • работа с родителями; 
  • координация работы с другими учреждениями.

Направления работы заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе:

  • ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;
  • выбор парциальной программы и методики (совместно с ответственным педагогом по экологической работе);
  • определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;
  • контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей;
  • реализация интегрированного подхода в экологическом образовании;
  • мониторинг деятельности всего коллектива;
  • участие в экологизации развивающей предметно-пространственной среды;
  • участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);
  • организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;
  • обобщение результатов работы.

Направления работы педагога, ответственного по экологической работе:

  • участие в выборе парциальной программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;
  • подготовка и проведение занятий с детьми на метеостанции, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;
  • активное участие в создании развивающей предметной среды;
  • выбор растений для экологической комнаты, групповых помещений;
  • подготовка наглядного материала, выбор литературы;
  • координация работы всех специалистов: музыкального руководителя, инструктора по   физкультуре, учителей-логопедов;
  • работа с родителями;
  • консультации педагогам дошкольного учреждения в области экологического образования;
  • распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала);
  • оформление стенда «Эколята – бережливые ребята» и размещение актуальной информации.

Направления работы медицинского работника:

  • оздоровительная работа с детьми; 
  • эколого-оздоровительное просвещение родителей.

Направления работы музыкального руководителя:

  • проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы; 
  • разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;
  • подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе); 
  • музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов  и т.п.); 
  • использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).

Направления работы инструктора по физкультуре:

  • участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, экскурсий; 
  • участие в экологических праздниках (спортивно-экологических);
  • согласование рабочей программы с программой по экологии для выявления точек соприкосновения;
  • обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.

Направления работы воспитателя:

  • экологизация видов деятельности дошкольников в группах;
  • проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки; 
  • реализация отдельных экологических проектов;
  • создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования; 
  • подбор растений и уход за ними (совместно с детьми); 
  • работа с родителями (оформление необходимой информации и т.п.);
  • участие в диагностике по заданию ответственного по экологической работе (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);

Данные направления работы и взаимоотношения сотрудников нацелены на реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании и способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Все эти направления тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

2.         Подготовка и переподготовка педагогических кадров

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагога. Роль работников дошкольных учреждений в экологическом образовании имеет свою специфику: именно в раннем возрасте для ребенка характерна склонность к подражанию, он полностью доверяет взрослому, у дошкольников отсутствует критический взгляд на поступки близких людей.

В настоящее время сложилось несколько направлений подготовки воспитателей в области экологического образования:

  • Переподготовка воспитателей и курсы повышения квалификации;
  • Повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольных учреждений  (участие в творческих группах);
  • Участие в конкурсах разного уровня по экологической тематике;
  • Сотрудничество коллектива дошкольного учреждения с организациями, занимающимися проблемами экологии и экологического образования;
  • Участие в вебинарах, семинарах по экологическим темам.

3.         Экологизация развивающей предметно-пространственной среды. 

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, мобильный календарь природы.

В группах подобрана библиотека художественных произведений, энциклопедии по экологическому воспитанию и образованию дошкольников, соответствующие возрастной категории детей. При знакомстве с поэзией детям легче и проще дается возможность почувствовать прелесть и неповторимость природы, значение ее в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, сказки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребенок учится правильно выражать свое мнение, озвучивать чувства. Дети самостоятельно и совместно с воспитателями рассматривают иллюстрации и энциклопедии про птиц и животных.

Ведущим для детей видом деятельности является игра. Используя игры экологической направленности, воспитатели уточняют, обобщают, закрепляют и систематизируют знания детей об объектах и явлениях природы. Именно в игре у детей формируются ценностные отношения поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.

Во время прогулок воспитатели ежедневно проводят с детьми наблюдения за окружающим миром, знакомят с изменениями природы по сезонам, знакомят со свойствами песка, воды, снега, льда, определяют силу и направление ветра.  Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за явлениями погоды в течение всего года на  метеоплощадке, экологической тропе ДОУ.

Во время прогулок в весенне-летний сезон, дети не только играют и проводят наблюдения за окружающим миром, но и помогают воспитателю ухаживать за растениями на огороде и участке, сельском дворике и в теплице. В процессе ухода они получают представления о многообразии растительного мира, формируется бережное и заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

Экологическое образование становится центром естественно-научного познания мира и его технического преобразования. Техническое образование детей должно идти через познание свойств, явлений и законов сохраненной на планете природы. Наш детский является Федеральной инновационной площадкой по реализации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Внедрение в педагогический процесс научно-технического творчества, технического конструирования и моделирования с новыми материалами позволяет  развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, предусматривает организацию проектной деятельности по экологическому направлению, в которой «также стимулируется и коммуникативная деятельность родителей».

Стремительное развитие информационных технологий и их очевидные достоинства приводят к необходимости применения информационных технологических средств во всех сферах жизни, в том числе в дошкольном образовании. В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии мы используем цифровую платформу «Мобильное электронное образование». С 2021 года ДОУ является Федеральной  инновационной площадкой «Мобильное электронное образование». На платформе МЭО широко представлены материалы, которые формируют представления о многообразии природного мира.  Дети знакомятся с богатствами и возможностями родного края, узнают о многообразии растительного и природного мира. А также получают первые знания о роли человека в поддержании баланса в окружающем мире, приобретают начальные представления о планете Земля как общем доме людей.

С января 2022 года детский сад является участником проекта по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области.

Основной целью внедрения бережливых технологий в образовательный процесс является повышение безопасности детей, «формирование бережливого отношения к природе, вещам, книгам и предметам», современная организация рабочих мест.

Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций при проектировании образовательного процесса влияет на формирование компетенций педагогов, развитие креативности, развитие исследовательских навыков и поиск инновационных инструментов, что приводит к повышению качества образовательного процесса.

Бережливые технологии можно отнести к эколого-экономическому направлению парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», реализуемой в ДОУ.

4.         Работа с родителями (законными представителями). 

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование родителей — одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач — привлечение взрослых членов семьи к совместной проектной работе. Семья оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

На что следует особо обратить внимание? Прежде всего — на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир.

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями:

1.      Экологическая информация. 

Наш опыт работы показал, что наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

  • правила поведения в экстремальных условиях;
  • выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе; 
  • домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
  • развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
  • информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые так же получают на родительских собраниях, в интернет-сообществах (официальный сайт, группа в соц. сети) ДОУ, Вопросы экологического образования включаются и в программу консультаций родителей (законных представителей).

2.       Совместная деятельность с детьми:

  • участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
  • выставки совместных рисунков, макетов, поделок из природного и бросового материала, фотографий;
  • природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек, сбор макулатуры, участие в акции «Крышки добра»).

 5.         Сотрудничество детского сада с другими учреждениями.

Координация ДОУ с другими организациями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа.

По направлению сотрудничества можно выделить несколько групп учреждений:

Направление сотрудничества

Учреждения

Организационное направление

 Предполагает сотрудничество с целью организации экспериментальных площадок, ознакомления и оформления необходимых документов в области экологического образования, участия в конференциях, в совещаниях, в обобщении и публикации результатов работы.

Министерство образования и науки Челябинской области.

Комитет по делам образования

г. Челябинска.

Структурное подразделение МКУ «ЦОДОО» по Курчатовскому району

Образовательное направление

 Подразумевает сотрудничество ДОУ с организациями для обогащения знаний детей, в частности, проводят мероприятия, встречи, экскурсии на темы экологического образования.

МКУК «Централизованная система детских библиотек»,

ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала»,  

МАУ «ЦППМСП Курчатовского района г. Челябинска»

ЮУрГГПУ

Преемственность

Варианты форм сотрудничества ДОУ и школы — теоретические и практические семинары для педагогов, совместные конкурсы, экологические праздники. Большое значение для реализации преемственности имеет сотрудничество дошкольного учреждения со студентами педколледжей, педуниверситетов, в частности, при прохождении ими практики.

МБОУ» СОШ № 4 г. Челябинска»

Повышение квалификации

Это направление подразумевает взаимоотношения ДОУ с организациями, специализирующимися в данной области, а именно проведение курсов повышения квалификации и переподготовки по программам дополнительного профессионального образования, а так же участие в методических объединениях, мастер-классах, конференциях, семинарах, вебинарах и других мероприятиях.

Органы образования, институты повышения квалификации, научно-педагогические центры

МБУ ДПО «ЦРО г. Челябинска»,

ГБУ ДПО «ЧИППКРО»,

ГБУ ДПО «ЧИРПО»

АНО ДПО «Институт образовательных технологий»

ООО «Мобильное Электронное Образование»

Эколого-оздоровительное

Поскольку здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей его среды, качеством употребляемых продуктов и материалов, используемых для оформления помещений детского сада, дошкольное учреждение занимается вопросами здоровья и экологии в комплексе. ДОУ получает консультационную помощь, что благоприятно сказывается на здоровье и развитии детей.

ГАУЗ «ДГКП № 8 г. Челябинска» им. А. Невского

АНО «Такая жизнь», проект «Зубная фея».

Практическое

В развитии системы экологического образования в дошкольных учреждениях заинтересованы многие общественные организации, так как через детские сады они могут вовлекать в различные природоохранные акции не только детей, но и их родителей, воспитателей. Например, ежегодно проходят акции «Посади дерево», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Крышки добра», в которых участвуют взрослые и дети.

 

Общественные экологические и природоохранные организации

ГБУ ДО «Областной центр дополнительного образования  детей»

Региональный центр «Экостанция. Южный Урал»,

ЧРОО РЭК «Сделаем», проект «Разделяйка»

ООО Научно-производственное объединение «Пента»

Рекламное

Освещение работы ДОУ помогает прежде всего развитию сотрудничества с другими организациями, оценке работы коллектива, привлекает внимание родителей, административных работников к проблемам экологического образования. Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования.

Интернет (сайт ДОУ, блоги педагогов и узких специалистов, различные мессенджеры)

 

Общение детей с природой – это отдельное взаимосвязанное мероприятие, позволяющее научить их духовному контакту с растениями и животными. Специфической чертой методики экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения, развивает ответственное отношение ко всему живому и неживому, воспитывает чувство любви. Главная задача – вовлечь ребенка в мир природы, в мир растений и животных. Дети много узнают о природе, расширяют свои представления о взаимосвязи человека и природы, роли человека в мире природы.

Идея экологического образования и воспитания подрастающего поколения очень актуальна сейчас и будет еще таковой многие годы. Можно существенно продвинуться вперед, если каждый из нас – педагог, родитель, сосед, просто прохожий, взял на себя ответственность, за то, каким образом мы учим детей общаться с окружающим миром и его обитателями.



Статья Девятова О. А. Применение инновационных образовательных технологий в качестве инструмента решения проблемы экологического воспитания и образования дошкольников
Презентация


Комментариев нет:

Отправить комментарий